Добровольная ликвидация предприятий

Ликвидация — это прекращение деятельности компании, прав и обязанностей участников компании, в отношении которых начался процесс ликвидации. Ликвидация ООО регламентируется статьями 61 – 64 гражданского кодекса РФ и специальными законами: ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Средний срок ликвидации составляет от 5 до 6 месяцев, при условии идеального ведения бухгалтерии и правильных налоговых отчислениях.

Способы ликвидации:

  1. Добровольная ликвидация — прописана в действующем законодательстве.
    Действия: подача заявления регистратору, публичное объявления о ликвидации, затем проводятся налоговые и финансовые проверки.
  2. Признание банкротства — такая форма ликвидации предназначена для предпринимателей с большими долгами и невозможностью их последующей выплаты (длится дольше добровольной ликвидации).
  3. Смена владельца (-ев) — не является формальной ликвидацией, потому что предприятие не прекращает деятельности. Опасная процедура, так как через несколько лет у различных структур могут появиться материальные претензии.
  4. Реорганизация предприятия — слитие общества с какой-либо фирмой или поглощение какой либо компанией. Результат: полное прекращение экономической деятельности ООО и ведение правопреемником или другим юридическим лицом (данный способ более долгий, чем смена учредителя).

Добровольная ликвидация ООО. Пошаговая инструкция

    1. Первым делом нужно утвердить состав ликвидационной комиссии. Её члены будут полноценно участвовать в процессе по закрытию ООО от начала до конца. Она может состоять и из одного человека. В таком случае документ, который необходимо составить, будет называться «Решение единственного участника о ликвидации». Когда два и более человек — «Протокол общего собрания участников».
    2. Далее составленный документ подписывается и в 3-х дневный срок предоставляется в ФНС по месту регистрации вместе с «Уведомлением о ликвидации юридического лица», заверенным у нотариуса. Если 3-х дневный срок истечёт либо вы вовсе проигнорируете эту инспекцию, на вас могут наложить систему штрафов.
    3. Следующим этапом в ликвидации ООО является подача объявления в журнал «Вестник государственной регистрации». Сотрудники издания запишут, какое именно ООО проходит процесс регистрации, а также укажут срок, назначенный для подачи претензий кредиторов. Согласно законодательству РФ, срок не должен быть меньше 2-х месяцев.
      Если имеются кредиторы и члены ликвидационной комиссии о них знают, то необходимо письменно сообщить о начале процедуры ликвидации всем, перед кем организация имеет долги.
      Для того, чтобы найти неизвестных кредиторов, прессе открыто сообщается, что данное предприятие скоро перестанет существовать. Оповещение людей посредством СМИ — законный и быстрый метод.
    4. Следующим шагом является проведение инвентаризации всего имеющегося у фирмы имущества. Чтобы осуществить эту задачу, необходимо назначить инвентаризационную комиссию. Описью облагается абсолютно всё имущество. То же самое касается и всех типов финансовой деятельности.
    5. Затем формируется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс. К его составлению можно приступать, когда пройдут 2 месяца после опубликования сведений о ликвидации ООО в «Вестнике государственной регистрации». Что представляет из себя ликвидационный баланс? В валюту баланса войдёт стоимость инвентаризационного имущества фирмы. Также будут учтены все претензии кредиторов организации.
    6. Необходимо предоставить в ФНС следующие сведения:
      • протокол, свидетельствующий об установлении определённой суммы промежуточного баланса;
      • промежуточный ликвидационный баланс;
      • «Уведомление о ликвидации юридического лица» — этот документ должен быть заверен у нотариуса.
    7. После составления промежуточного баланса и подачи сведений о нём в ФНС, можно приступать к возвращению долгов. Существует определённая последовательность совершения выплат, которая основывается на человеческом факторе:
      • возмещается вред жизни и здоровью лицам, пострадавшим из-за некорректных действий ООО;
      • выплачивается заработная плата, а также вознаграждения и пособия работникам фирмы;
      • возвращаются долги перед бюджетом и внебюджетными фондами;
      • в самом конце ликвидируется остальные долги (к примеру, перед контрагентами).
    8. Когда вся задолженность будет выплачена и сданы все необходимые отчёты в ПФР, то запрашивать справку о проведённых процедурах вам не потребуется. Налоговая служба сама запросит её у Пенсионного фонда.
    9. Наконец, составляется заключительный ликвидационный баланс ООО. В него войдут суммы, которые остались после осуществления всех выплат. Окончательный ликвидационный баланс должен быть также оформлен документально. Данный документ предоставляется в ФНС.
      Совладельцы ООО имеют право распределить между собой оставшиеся после выплаты задолженности средства.
    10. Вам необходимо подготовить итоговый пакет документов для сдачи в налоговую службу. В него входит:
      • «Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией»;
      • квитанция, подтверждающая оплату госпошлины;
      • ликвидационный баланс;
      • решение об утверждении ликвидационного баланса.
    11. В заключение процесса ликвидации ООО закрываются расчётные счёта организации. Обслуживающий вашу фирму банк расскажет, как всё грамотно осуществить.


Как видите, процесс самостоятельной ликвидации ООО — достаточно сложный и ответственный процесс.

Если сомневаетесь в своих силах лучше обратиться к профессионалам!

Заказать аутсорсинг бухгалтерии для вашей компании можно по телефонам
8 (8452) 44-52-25, 8 (927) 127-32-33
электронной почте audit.partner@mail.ru или оставив сообщение на сайте.